Суббота, 28.12.2024, 16:50 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

Сайт, посвящённый Луганскому граффити

Статьи о граффити

Главная » Статьи » Статьи о граффити

Cтенсил-арт (stencil-art)
 
Cтенсил-арт (stencil-art)

Стэнсил-арт (стэнсил)
Рисование с помощью трафаретов, одна из разновидностей граффити, уличного искусства рисования на стенах. Рисунок чаще всего бывает одноцветным, но, в принципе можно использовать сколько угодно цветов. Также трафареты используются для прорисовки мелких элементов, в основном в легале. Это различные блики-звездочки, полосы или тэги.
    Сами граффитчики относятся к трафаретам по-разному. Некоторые используют их для тэггинга – обозначения авторства, саморекламы. Другие считают, что настоящий художник должен рисовать только от руки.

     От граффити трафареты отличаются в первую очередь лаконичностью формы и быстротой нанесения: просто прикладываешь шаблон к стене, брызгаешь спреем и идешь дальше, весь процесс занимает несколько секунд.

    Трафареты обычно рисуют темной краской на светлом фоне, или наоборот - светлой на темном. Главное, чтобы получилось контрастно. Крошечные тэги или даже целые картины, претендующие на звание произведений искусства. Ни одна пафосная галерея они не соберет столько зрителей, сколько людей проходит по улице каждый день. Они видят эти рисунки, и помнят их даже после того, как безжалостная кисть муниципального дворника закрасит очередного человечка, злостного прогульщика школьных занятий.

     Никто уже не помнит, как звали умника, который первым придумал рисовать при помощи трафаретов. Скорей всего, это произошло, когда люди уже изобрели краску, и им стало лениво рисовать много одинаковых изображений от руки. Самый знаменитый в СССР трафарет находится в Санкт-Петербурге, в самом начале Невского проспекта, он гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Надпись сделана после войны, текст и шрифт полностью сохранены, но цвет краски уже другой – аутентичный трафарет был нарисован красно-коричневым. Сейчас это часть памятника Блокады Ленинграда.

     В 1943 году эти трафареты покрывали всю четную сторону Невского. Так как снаряды летели с запада, восточная часть проспекта была наиболее опасной. Все надписи сделали две хрупкие девушки, бойцы Местной Противовоздушной обороны (МПВО): Таня Котова и Люба Герасимова. Во время очередного дежурства Люба получила от командира боевое задание, ведро краски, кисть и трафарет. Рисовать одной было тяжело, и она попросила помочь подругу Таню, которая уже отработала свою смену. Вдвоем эти девушки спасли сотни жизней: видя предупреждающую надпись, люди спешили перейти на другую сторону улицы. Сегодня Татьяны Котовой уже нет в живых, а баба Люба (Любовь Алексеевна Коробова) до сих пор живет в Санкт-Петербурге.

    Трафарет – лучший друг революционера с пустыми карманами, но переполненной сверхновыми идеями душой. Первые политические трафареты появились в Париже во время народных волнений 1870-х. Недорогой, но эффективный метод пропаганды уже в середине 20-го века взяли на вооружение итальянские фашисты, наравне с борцами за свободу они рисовали на стенах портреты Муссолини. Очередная волна трафаретного граффити прокатилась по странам Латинской Америки и юго-западной Европе в 60-х. Стены городов Мексики, Италии, Франции начали покрываться крамольными и просто хулиганскими рисунками.

    Трафареты особенно полюбились парижским студентам и пролетариям 70-х, «pochoirs» заполонили стены улиц, примыкающих к площади Бастилии. Они требовали очередной революции, они кричали о свободе, причем как политической, так и сексуальной. Самые популярные мотивы: бритвенное лезвие, символизирующее гильотину, насекомые, фаллические символы человечка в виде банана. Примерно в то же время Нью-Йорк пережил расцвет классического граффити, выполненного при помощи разноцветных баллончиков. Уличное хулиганство постепенно превратилось в отдельный вид искусства, художественное пачкание стен стало жанром, где вместо холста – холодный и грубый бетон, где масло и акварель вытеснил акрил, а в роли музы выступает полицейский патруль, который вот-вот покажется из-за угла.

    Сегодня политические и общественные движения используют трафарет, как и их коллеги полвека назад. Белорусская молодежная организация ЗУБР наряду с листовками и плакатами использовала трафареты, чтобы призвать граждан участвовать в марше протеста «Так жить нельзя!», который проходил в апреле 2002 года. Вандалы, расписывающие стены Восточного Иерусалима, постоянно враждуют друг с другом, анти-израильские надписи постоянно перекрывают звезда Давида или семисвечник, которые в свою очередь замазывают про-арабскими лозунгами. Среди арабских рисунков чаще всего встречаются изображения руки, сжимающей нож или автомат, карта Палестины с арабскими названиями (где Иерусалим обозначен, как «Эль Кудс»), флаг Палестины. К сожалению, в Москве пока можно встретить лишь баркашовские свастики с нацистскими лозунгами.

    Первым художником, посвятившим себя трафаретному граффити, был некий Блэк ля Рэт, студент парижской Эколь де Буа Арт, и его однокашник по имени Жерар (фамилия неизвестна). Парни, конечно, слышали о трафаретах на занятиях по истории искусств, но это были сухие научные сведения, оторванные от реальности. Кроме того, на Блэка в свое время произвело впечатление творчество Эрнеста Пиньона-Эрнеста, художника нарисовавшего около тысячи портретов Артура Рембо.

    В свободное от занятий время Блэк и Жерар подрабатывали оформителями. Однажды они халтурили на детской площадке, находившейся напротив склада строительного супермаркета. Там молодые художники заприметили баллоны с краской, которые они стащили, повинуясь внезапному приступу клептомании. Решено было использовать трофей для украшения мастерской, в которой друзья работали и хранили свои принадлежности. Тогда-то Блэк и вспомнил о трафаретах.

    Под Новый Год друзья устроили первую крупномасштабную акцию. Праздничным утром удивленные граждане наблюдали настоящее нашествие крыс, тараканов и целую танковую дивизию на стенах Pompidou Centre. В 1984 у общества трафаретного граффити появились и другие адепты, половина рисунков была подписана «Marie Rouflet» и «Surface Active». Между двумя группировками завязался немой диалог, они говорили при помощи новых рисунков, покрывая ими чистые территории.

    По словам Блэка, ему всегда хотелось удивить людей, растормошить их при помощи трафаретов. Если первые рисунки Блэка были невелики по размерам, то последующие работы были почти в человеческий рост. Это были мифологические существа, образующие целые группы, сообщения, составленные из слов-картинок. Блэк подражал авторам политических трафаретов начала 20-го века, он работал исключительно ночью, спасаясь бегством от полиции. В 1990 ему пригрозили тюрьмой, с тех пор он выставлялся только в галереях.

    Среди первых парижских художников-трафаретчиков была одна девушка. Барышня, творившая под псевдонимом Miss Tic, приятельница Блэка, поначалу считала себя поэтессой. Она зарабатывала на жизнь критическими статьями в газетах и ставила пьесы в уличном театре. С подачи Блэка Miss Tic увлеклась трафаретами, впрочем, она продолжала считать себя скорее писательницей, чем художницей. Ее работы это текстовое граффити, построенное на игре слов, стилизованное под автопортрет. «Стены – территория моих стихов», - говорила Miss Tic, - «они – мои издатели». Трафареты этой мистической девушки - поэзия, где, как и в граффити, смысл сконцентрирован до краткости рисунка, это ее дневник, ее отражение. Трафареты Miss Tic знает и любит весь Париж.

    Немо - самый знаменитый среди парижских трафаретчиков персонаж. Первую работу он нарисовал в 1980-м для своих детей в одном из дворов Бельвиля, квартала рабочих и эмигрантов, где Немо прожил около 20 лет. Его называют «сказочником акрила», многие его работы похожи на иллюстрации к детским книжкам, на них тигры, кошки, бегемоты и силуэты черного человечка, окруженного разноцветным роем бабочек, цветов и маленьких птичек. Немо часто отправлялся рисовать на стенах с другом и коллегой по уличным художествам Джеромом Меснэджером.

    Строго говоря, Меснэджера нельзя причислить к мастерам трафарета, все свои картины он рисует от руки. Внешне они очень похожи на stencil art, к тому же, Джером – специалист по скоростному рисунку, обычно на картину у него уходит около 26 секунд. Его любимый герой – белый человек, фантом, распластанный по штукатурке в самых причудливых позах. «Маленький белый человечек блуждает по улицам, он - люминесцентное привидение, он выбирает пустынные места...», - говорится в стихотворении Джерома. С его помощью люминесцентное привидение побывало во многих странах Европы, в Нью-Йорке, Китае и даже в Египте.

    Мастер провокации, автор большинства политических трафаретов в Париже – Ле Бательер или как его еще называют «уличный кривляка», попросту фигляр. Ле Бательер, следуя традициям французских революционеров, категорически отказался выставлять свои работы в картинных галереях, вместо этого он создал музей уличного искусства там, где он и должен быть, прямо на улице.

    Его трафареты буквально «кусают» прохожих, полные злой политической сатиры, они как бомбы взрывают общественное сознание. Чтобы не попасть в лапы полиции Ле Бательер рисует в часы пик, когда на улицах настолько много народа, что трафаретчика просто невозможно поймать. Большую часть жизни Ле Бательер прожил, скитаясь по сквотам. Он умер в 1996 году в возрасте 30 лет, оставив потомкам бесчисленное количество трафаретов, а также словарь сленга сквоттеров и бездомных.

    Если тебе не дает покоя девственная чистота городских стен, тебе есть что сказать гражданам, тебе распирает от творческих идей, которые можно воплотить в трафарете, тебе полезно будет узнать, что...

    Вообще-то несанкционированное нанесение трафаретных рисунков на стены, в зависимости от обстоятельств квалифицируется законом, как умышленная порча чужого имущества (167-ая статья), хулиганство (213-ая статья) или как вандализм (214-ая статья УК РФ). Эти нехорошие деяния караются крупным штрафом, а в случаях особо циничной порчи общественно ценных сооружений и тюремным заключением.

    Впрочем, порча имущества вандализму рознь. Причиной возбуждения уголовного дела, скорее всего, послужат надписи и рисунки явно непристойного или оскорбительного для окружающих содержания. При этом «шутливая надпись или рисунок на стене обычного дома» обычно рассматриваются как мелкое хулиганство. На практике, как ты понимаешь, все зависит от сговорчивости каждого конкретного милиционера, его настроения, степени жадности и т.д. Как говорится, следи за собой, будь осторожен.

    Существует масса способов изготовления трафарета. Выбор зависит от сложности рисунка и твоей собственной фантазии. Простой рисунок или текст можно не заморачиваясь перенести на кусок картона, линолеума или заламинировать, затем вырезать по контуру и использовать по назначению. Для изготовления сложных, высокохудожественных трафаретов проще всего использовать компьютер и программу Photoshop. Подробные инструкции можно найти на сайте www.stencilrevolution.com или других ресурсах Интернета.

    Поначалу рисовать проще вдвоем: один держит трафарет, другой пшикает на него краской из баллончика. Профессионалы советуют обращать внимание на стены, с которыми ты работаешь. Иногда лучше пожертвовать количеством людей, которые увидят твою работу, в пользу удачного фона. Пусть трафарет будет расположен в менее посещаемом месте, зато он станет супер-находкой для любопытного прохожего. Впрочем, у каждого художника свои секреты...

    Стэнсил лучше всего делать из тонкого пластика (например, "уголок" для бумаг, какой-нибудь эрих-краузе), плотного картона или из куска линолеума. Также удобно делать трафарет из плоской коробки, к примеру из под конфет. Бортики при этом отрезать не надо, они не дадут лишней краске попасть за границы трафарета. Кстати, очень удобно, идешь себе с коробочкой конфет, типа на днюху. Вырезать трафарет очень удобно макетным ножом (продается в любой точке с канцтоварами). Опишу создание стэнсила из обычной фотографии в Photoshop.

     Итак

1. Берем фотографию. Лучше всего если на ней будут резкие тени и контрастные участки, например фигура мужчины в черном пиджаке, белой рубашке и темном галстуке. Открываем изображение в Photoshop (File > open, Файл > открыть).

 
2. Затем заходим в меню Image > adjustments > threshold... (Изображение > настройки > порог) и передвигаем ползунок, регулируя порог яркости , соотношение черных и белых участков изображения.

3. Теперь применяем к рисунку фильтр Cutout (Вырезки), чтобы упростиь изображение,  убрав мелкие ненужные детали. Для этого заходим в меню Filter > Artistic > cutout (Фильтр > Художественный > Вырезки) и устанавливаем значения Edge simplicity (Простота краев) и Edge Fidelity.

4. До кучи добавляем кляксы, звёздочки, текст на вашу фантазию. Я использовал шрифт Stamp. Готово!

    Основное правило при рисовании ескиза будущего шаблона, это избегать белых островков т.к. белый цвет - это бумага. В сложном изображении, где множество вырезов, необходимо наставить перемычки между элементами толщиной 3-5 мм.
     Распечатываем рисунок на картон или пластик, если позволяет принтер. Если нет, то распечатываем на обычной бумаге и с помощью копировальной бумаги переводим изображение на более плотный материал.
    Теперь остается вырезать отверстия с помощью канцелярского ножа.
Категория: Статьи о граффити | Добавил: Shimon (07.11.2007)
Просмотров: 5985 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 директор кукурузника  
0
я это уже где то читал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Статьи о граффити [8]
Всё что может быть о граффити

Наш опрос

Рисуете ли вы Граффити
1. Да
2. Хотел бы, но не знаю с чего начать
3. Нет
4. Даже и не хотел бы начинать
Всего ответов: 112

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск